Мировая история опытов изыскания железных дорог
Страница 11

Обращает на себя внимание одно очень важное обстоятельство. В царской России на рубеже XIX и XX столетий, в целом до первой мировой войны, было развернуто такое активное железнодорожное строительство, что в результате были сооружены главные магистрали страны. В дальнейшем, при советской власти, основная схема наиболее важных железных дорог в общем сохранялась без изменений долгие годы. Разумеется, сеть дорог разрасталась, дополнялась, модернизировалась, но ее общая прежняя схема и далее служила основой советского железнодорожного транспорта.

Тем временем в речном транспорте дореволюционной России судовладельцы активно объединялись в тресты и синдикаты. В начале 1900-х гг. эти объединения охватили большую часть сообщений на российских реках: Волге, Оке, Каме, Днепре и сибирских реках. Большую известность получили смешанные объединенные общества "Самолет", "Кавказ и Меркурий", "Днепровское". В сфере морских перевозок в это же время происходило синдицирование морских транспортных обществ - "Ропит" (Русское общество пароходства и торговли) и др.

Данные о национальном доходе России показательны для иллюстрации значимости транспорта страны.

Таблица

Национальный доход России в 1913 г.

Отрасли

Млн руб.

%

Сельское хозяйство

8792

51,4

Промышленность

4793

28,0

Транспорт

1356

7,9

Прочее

2167

12,7

Всего

17108

100,0

Весьма велика была роль в этот период железнодорожных перевозок именно для вывоза сельхозпродукции на экспорт.

Таблица

Удельный вес экспортных перевозок ряда товаров в общем объеме их перевозок по железной дороге, в %

Виды товаров

Годы

1901-1905

1911-1913

Зерновые хлеба

лен и конопля

пенька

отруби

картофель

сахар

57,9

75,3

52,5

77,0

11,3

12,6

45,8

75,6

48,2

73,8

26,4

16,4

Сравнение динамики вывоза (по стоимости) основных товаров на экспорт показывает быстрые темпы его роста.

Обеспечение территорий железнодорожным транспортом было естественно неравномерным. Кроме центра (Москвы) и столичного района (С.-Петербург) наиболее обеспеченными стали северо-западные (Прибалтика), западные (Польша) и юго-западные (Западная Украина) территории России. Именно эти окраинные территории вскоре после Первой мировой и гражданской войн отошли от России и не входили в СССР до 1939-1940 гг.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Интересные публикации:

Производственно-хозяйственная деятельность транспортного предприятия
Бузулукское транспортное сервисное предприятие создано в 2005 году на основе Бузулукского управления пассажирского транспорта в составе ОАО «Оренбургнефть», которое организовано в 1993 году для обеспечения вахтовых перевозок Бузулукского и Первомайского нефтяных районов. В настоящее вр ...

Датчики управления двигателем автомобиля
Совершенно естественно, что в последние годы электронное содержимое машин непрерывно увеличивается, поскольку все больше бортовых механических систем преобразуется в электрические, электронные и мехатронные системы. Это происходит как для максимальной оптимизации и координации работы дви ...

Характеристика транспортных машин и понятие перевозимого груза
Транспортные установки рудников служат для перемещения горной массы от забоев до поверхности, а в обратном направлении — породы для закладки выработанного пространства, крепи, оборудования и материалов. Все эти грузы перемещаются различными способами и средствами: под действием собственн ...