Мировая история опытов изыскания железных дорог
Страница 6

Указанное изначальное различие в путях развития транспорта, а более широко, средств коммуникаций вообще, объясняется, как было упомянуто, объективными, глубинными причинами. Что же касается темпов и других характеристик развития транспорта в России, то они были в целом на уровне своей эпохи.

В России с началом XIX в. технический прогресс на транспорте проявил себя без промедления. Уже в 1813 г. в России на заводе Берга строится речной пароход, а в 1817 г. заводу выдается Привилегия на "устройство речного пароходства". В 1836 г. сооружается первая в России (Царскосельская) железная дорога, открытая в 1838 г. В 1835-1836 гг. проводятся первые телеграфные линии общего пользования. Н.С. Мордвинов и другие передовые люди призывают ускорить строительство железных дорог и развитие промышленности.

Особенность России заключалась в том, что освоение техники парового как водного, так и железнодорожного транспорта началось в период крепостного права, и это несколько сдерживало темпы прогресса.

Интересно, что свобода пароходства по всем рекам России была разрешена только в 1843 г., а коммерческое морское судоходство по Черному морю было организовано лишь в 1856 г. Более того, реально пароходство стало вытеснять, например, на Волге, бурлаков только после 1860-х гг.

Железнодорожное строительство началось в 1840-1850-х годах, но до 1861 г. было построено всего 1500 верст железных дорог. Первый подъем железнодорожного строительства произошел в 1870-х годах и осуществлялся благодаря ввозу из-за рубежа паровозов, вагонов, рельсов иностранного производства. Отечественный выпуск техники для железных дорог и пароходов относится к 1890-м годам.

Инвестирование крупных капиталов началось еще с 1857 г., когда было создано частное акционерное "Главное общество российских железных дорог", основанное по преимуществу на французские капиталы. Это общество получило концессию на 4 тыс. км железных дорог.

В 1857 г. Россия располагала 1 тыс. км железных дорог, в 1865 г. - 3,5 тыс. км, в 1871 г. - 10,9 тыс. км, в 1881 г. - 22,5 тыс. км. Акционерный капитал, вложенный в железнодорожное строительство составлял в 1860 г. - 178 млн. руб., за 1861-1870 гг. он вырос до 698 млн. руб.

Правительственные железнодорожные займы к 1877 г. достигли суммарно 1833 млн. руб. Общая стоимость ввезенных из-за границы оборудования и материалов для строительства и оснащения железных дорог к 1870 г. достигла 1 млрд. руб.27 Отечественная промышленность была еще не в состоянии обеспечить железнодорожное строительство собственными поставками. Между тем развитие железнодорожного транспорта было особенно важно для будущего России. По мере сооружения железные дорог оказывали глубокое влияние на развитие товарного обращения внутреннего российского рынка, вовлекая в рыночный оборот ранее не включенные в него районы страны. Происходило увеличение масштабов российского рынка, менялась его товарная и иная структура. Все это способствовало хозяйственному прогрессу страны.

Первыми железными дорогами в России были:

Царскосельская, открытая в 1838 г.

Николаевская в 1851 г.

Варшавско-Венская в 1851 г.

Петербургско-Варшавская в 1859 г.

Однако дороги, имевшие наибольшее экономическое значение, стали строиться позднее, в следующем десятилетии, в 1860-х годах, когда продукция сельского хозяйства стала нуждаться в более широком сбыте. Только тогда в железнодорожной политике первоочередными задачами было признано соединение Москвы, Петербурга и Балтийских портов с центральными, "хлебными" губерниями, а также соединение центра страны с югом и южными портами. Южное направление также имело своей целью дать возможность вывоза сельхозпродукции за рубеж, равно как и обеспечение поставок на внутренний рынок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Интересные публикации:

Исследование рабочих процессов в рулевом приводе автомобилей
Выходной характеристикой рабочих процессов в рулевом приводе автомобилей можно считать величину изменения угла схождения управляемых колёс и соотношения их углов поворота. Обе величины в процессе эксплуатации изменяются в зависимости от ряда конструктивных и эксплуатационных факторов. ...

Организация ремонтов и технического обслуживания тракторов
Успешное развитие сельскохозяйственного производства во многом зависит от надёжности и экономичности применяемых средств механизации. Следовательно, оно зависит от своевременного и качественного проведения технического обслуживания (ТО) и ремонта всего машинотракторного парка (МТП) и обо ...

Параметры качества перевозок
Перевозка груза является основным видом услуг. Как правило, она сопровождается предоставлением других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т.д.). К дополнительным услугам можно отнести такие, как например, маркетинговые, коммерческие, информационные, а также услуги страхования ...