Мировая история опытов изыскания железных дорог
Страница 10

Всего за 1896-1913 гг. официально зарегистрированное переселение в Сибирь составило 4 795 тыс. чел. В результате в Сибири увеличились посевные площади, был дан импульс развитию животноводства. За 1906-1910 гг. было вовлечено в эксплуатацию 30 млн. десятин новых земель.

Указанные перемены в сфере российского транспорта отразились на торговле, ее формах, рыночных отношениях. Так, до постройки железных дорог внутренняя торговля в России осуществлялась благодаря внутренним водным путям и ярмарочно-гужевым способом. Примерами могут служить Нижегородская и Ирбитская ярмарки. Вместе с тем происходившие перемены в первую очередь касались европейской части России. В восточных губерниях положение оставалось во многом прежним.

Характерно в этом смысле положение на Дальнем Востоке и Сибири, где даже в 1900-е гг. сбыт русских товаров уступал иностранным. В группе промышленных товаров преобладал импорт. При всем том восточная часть России, от Урала/Каспия до Тихого океана, по экспорту в 1909-1911 гг. давала всего 3,8% общероссийского оборота, по импорту - 14,3%.

Иными словами, освоение восточных территорий России, даже несмотря на быстрое развитие железнодорожного транспорта, происходило недостаточными темпами и эти территории подчас экономически больше тяготели к внешним рынкам, нежели к внутреннему, центр которого явно находился далеко от них - в европейской части страны.

Десятилетия спустя, в 1930-е гг., при советской власти, это положение попытались исправить осуществлением очень широкой программы "освоения" Дальнего Востока обширным промышленным строительством и созданием транспортной инфраструктуры.

Правда, было бы в высшей степени ошибочно считать, что в России не понимали всей опасности такого положения. Именно для того, чтобы прочнее соединить азиатскую часть России с европейской, а также получить выход к Тихому океану, в 1891 г. было начато строительство Сибирской железнодорожной магистрали.

Для своего времени это был грандиозный план. Протяженность железной дороги: Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток составляла 7 тыс. км. Магистраль начала частично функционировать в 1903 г., но полностью строительство было завершено.

В целом быстрое строительство железных дорог в России дало сильнейший импульс экономическому и социальному преобразованию России. Сельскохозяйственные регионы получили возможность вывоза своей продукции, что способствовало повышению товарности хозяйств, увеличению доходов. Промышленность стала обретать все новые рынки сбыта. Избыточное сельское население стало активнее мигрировать в города, пополняя ряды рабочих.

Роль железнодорожного строительства для хозяйственного развития окраин России весьма показательна, в частности, на примере хлопководства в Средней Азии.

Постройка первых железных дорог в Средней Азии была начата в 1881-1886 гг., когда была протянута линия от берега Каспия до Кизыларвата (232 км) и далее до Чарджоу (в целом 805 км). Затем был построен ряд других линий: Мерва-Кушка, а также на Самарканд, Фергану, Ташкент, Андижан. К началу XX в. общая длина железных дорог в Туркестане достигла 2526 км и дороги проходили через районы, где выращивали хлопок, рис, виноград и другие южные культуры. Особое значение приобрела дорога Ташкент-Оренбург, которая дала возможность вывоза хлопка в промышленные центры России и одновременно позволила завозить необходимые продукты питания в районы хлопководства. В результате вывоз хлопка из Средней Азии составил в 1888 г. - 14 тыс. т, в 1900 г. - 81 тыс. т, в 1913 г. - 205 тыс. т.

Начиная с 1880-х годов начинается строительство железных дорог, соединяющих Закавказье и Северный Кавказ с центром России. Уже в 1883 г. была сооружена основная магистраль Закавказья: Баку-Тифлис-Поти-Батум. От нее затем были протянуты ветки на Ереван и Джульфу, а также ряд других пунктов. Позднее была построена железная дорога Баку-Ростов, которая соединила закавказские линии с общероссийской сетью.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Интересные публикации:

Ремонт привода газораспределительного механизма автомобиля Renault Logan
Renault Logan— это бюджетный автомобиль В-класса, разработанный компанией Dacia специально для развивающихся рынков. В основе машины лежит так называемая «платформа B0». Основное производство развернуто в Румынии, на заводе промышленной группы Dacia, которая с 1999 года принадлежит компа ...

Расчет посадки и устойчивость рефрижераторного судна при затоплении отсека
ие отсек пробоина Для обеспечения безопасности плавания судно должно обладать определенной потенциальной плавучестью - запасом плавучести, характеризуемой величиной непроницаемого для воды объема корпуса, расположенного выше действующей ватерлинии. Следовательно, запасом плавучести мо ...

Зимнее содержание участка автомобильной дороги
Зимнее содержание представляет собой комплекс мероприятий, которые должны обеспечивать бесперебойное и безопасное движение автомобилей с высокими скоростями и нагрузками, соответствующими требованиям, установленным в Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог. Для вы ...