Мировая история опытов изыскания железных дорог
Страница 12

Таблица

Динамика вывоза основных товаров на экспорт, млн. руб.

Виды товаров

Годы

1901-1905

1911-1913

Рост (в %)

Зерновые продукты, мука и отруби

447

596

133

Продукция интенсивного земледелия

139

253

182

Продукция животноводства

115

277

241

Итого

701

1126

161

Иными словами, приоритетное транспортно-коммуникационное обустройство тех территорий, которые в дальнейшем оказываются весьма уязвимыми в геополитическом и военном отношении, вызывает ряд принципиальных вопросов. В дальнейшем аналогичная ситуация повторилась уже перед распадом Советского Союза.

Слабым местом в дореволюционной России оставался торге вый флот страны. Участие русских судов в заграничном плавании к концу XIX - началу XX в. даже снизилось по сравнению с серединой XIX столетия. Непосредственно перед Первой мировой войной, в 1913 г. русский паровой флот перевозил лишь 7% экспортных грузов страны и 13% импортных. Практически это означало, что внешние морские коммуникации страны находились руках иностранцев. Понятно, что это имело и экономические военно-политические последствия весьма негативного характера.

Заработки по фрахту за перевозку российских внешнеторговых грузов уходили за рубеж. Кроме того, иностранные судовладельцы имели возможность манипулировать фрахтовыми ставками, а российская сторона не могла защитить свои интересы на рынке тоннажа, так как не обладала сколько-нибудь значимым флотом. Положение в судостроении было вообще катастрофичным. В России перед Первой мировой войной строилось в среднем по одному небольшому судну каждые полтора года.

Перед войной 1914 г. торговый флот России включал паровые суда общим тоннажем 851,9 тыс. бр-рег. т и парусные суда тоннажем 201,9 тыс. бр-рег. т Само наличие парусников свидетельствовало о его технической отсталости. Удельный вес парусников - почти 20% в составе флота - говорит о многом. Их доля в мировом флоте в то время была не более 8%, а ведь данные по мировому флоту включали суда различных малых и отсталых стран. Размеры российского флота были явно недостаточны. Они не соответствовали масштабам страны и ее потребностям. Удельный вес российского парового флота в мировом составлял всего 1,9%. Для сравнения: доля французского флота была более чем в 2 раза больше, немецкого - в 6 раз. Разумеется, на это были свои объективные исторические причины. Однако никакие объяснения причин не могли улучшить ситуацию в то время, когда Россия уже втягивалась в тяжелую войну. Военные действия и линия фронта на западе в Первую мировую войну отрежут Россию от сухопутных связей с остальной Европой, тогда как ее морские коммуникации с союзниками - Великобританией и Францией будут поставлены под удары германского военно-морского флота и это в условиях явного недостатка у России собственных транспортных судов.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Интересные публикации:

Повышение эффективности работы городских автобусных маршрутов
История ГУП «Мосгортранс» начинается 31 июля 1958 г. В этот день решением Мосгорисполкома было образовано Управление пассажирского транспорта Москвы (УПТМ) посредством слияния действовавших на тот момент Трамвайно-троллейбусного управления и Управления пассажирского автотранспорта. Так ...

Двигатели летательных аппаратов
Двигательная установка является основным элементом ракеты и обуславливает собой ее важнейшие параметры. Проектирование двигательной установки (ДУ) – важный и наиболее трудоемкий этап в создании ракеты. Целью проектирования ДУ является получение при заданных условиях ДУ с наилучшими ...

Производственно-хозяйственная деятельность транспортного предприятия
Бузулукское транспортное сервисное предприятие создано в 2005 году на основе Бузулукского управления пассажирского транспорта в составе ОАО «Оренбургнефть», которое организовано в 1993 году для обеспечения вахтовых перевозок Бузулукского и Первомайского нефтяных районов. В настоящее вр ...