На сегодняшний день стратегический потенциал Грузового Комплекса ОАО «МАШ» заключается в возможности регулировать грузовые потоки в аэропорту при выполнении чартерных рейсов, а также заключать прямые договоры о наземном обслуживании с новыми авиакомпаниями. Предлагаемый Грузовым Комплексом ОАО «МАШ» пакет услуг является типовым и не уступает пакету услуг, предлагаемых основными конкурентами (см. выше) и что особенно важно, продажа услуг носит прямой характер, без посредников. Имеется возможность развития наземной инфраструктуры для увеличения грузооборота, внедрения новых технологий и мировых стандартов качества. Стратегической целью развития Грузового Комплекса ОАО «МАШ» является завоевание лидерства на рынке обслуживания грузовых перевозок в аэропорту Шереметьево. Для достижения стратегической цели развития разработаны целевые следующие программы (рисунок 1.3):
Развитие производственной базы, как основной составляющей бизнеса, позволяющей обеспечить увеличение объемов обрабатываемых обычных, опасных и специальных грузов.
Обеспечение высокого уровня качества работ и услуг.
Увеличение доходов от деятельности грузового комплекса.
Расходы на реализацию целевых программ составят примерно 8-10 млн. долларов, зато планируемые доходы от деятельности составят – около 12-15 млн. долларов США в год. Примерный срок окупаемости проектов – 3,5 года.
Еще один акцент должен быть сделан на реализации концепции развития грузовых авиаперевозок которая состоит из решения следующих задач:
Строительство грузового терминала, рассчитанного на прием международных грузоперевозок (550 т/сутки) и внутренних грузоперевозок на рейсах по РФ (200 т/сутки);
Строительство грузового перрона, рассчитанного на установку пяти воздушных судов (ВС) типа Ил-96;
Расширение автостоянки со стороны города для машин клиентов.
Ориентировочная стоимость проекта 30-35 млн. долл. США в зависимости от оборудования. Ориентировочная окупаемость проекта 3,5 года. Реализация проекта позволит:
Привлечь дополнительно объемов грузовых перевозок до 130 тыс. тонн в год.
Увеличить доходы дополнительно до 47 млн. долл. США в год.
Обеспечить на высоком технологическом уровне качество обслуживания всех категорий грузов и безопасность производственных процессов.
Развитие современных аэропортовых комплексов, призванных обеспечить транспортные потребности страны и привлечь международный транзит авиапассажиров и грузов, требует решения множества задач. Среди них, прежде всего, необходимо выделить применение новых информационных технологий, которые позволяют существенно реорганизовать и совершенствовать весь процесс аэропортовой деятельности. Внедрение новой технологии идентификации грузов (RFID) в работу склада грузового терминала ОАО «МАШ», в первую очередь улучшит контроль за перемещением грузов на складе, что позволит сократить количество засылок, случаев хищения и несвоевременно доставленных грузов. Так же внедрение новой технологии позволит сократить время обработки грузов, улучшить качество обслуживания, привлечь новых клиентов.
В настоящее время правительство России много внимания уделяет развитию аэропортов. Активно обсуждаются темы узловых аэропортов, так называемых хабов. На данный момент подавляющая часть грузов доставляется не грузовыми, а пассажирскими воздушными судами. В связи с отсутствием регулярных грузовых рейсов, осуществляемых по расписанию, в большинстве случаев используются пассажирские рейсы. Лишь иногда при отправках тяжёлых или многоместных грузов используются чартерные грузовые рейсы. Правда, на международных направлениях ситуация несколько проще - здесь работает целый ряд компаний, выполняющих регулярные и чартерные рейсы на грузовых судах. Основные проблемы, на которые жалуются грузоотправители при работе с авиакомпаниями, это недостаток провозных мощностей и низкая частотность рейсов по целому ряду направлений. Особенно остро данная проблема стоит в отношении перевозок между городами, минуя Москву, а также перевозок из Москвы в города, не являющиеся областными центрами. К сожалению, не так хорошо развита и сеть авиаперевозок в областях, близлежащих к Москве. Дефицит провозных мощностей также серьезно влияет на запросы и развитие рынка. На Западе крупные интеграторы решают эту проблему просто - приобретая или беря в лизинг ВС. В России ситуация кардинально иная. Большинство грузовых операторов говорят о том, что в России пока не набирается достаточного объема собственных грузов, чтобы оправдать содержание своего самолета. Грузы пришлось бы либо консолидировать (то есть собирать у нескольких, часто конкурирующих друг с другом операторов), либо сдавать воздушное судно в аренду, что также проблематично. В лучшем случае одна достаточно крупная компания может собрать 1-1,5 груза в одном направлении, тогда как нормальная коммерческая загрузка дальнемагистрального лайнера начинается от 30-40 тонн. Однако практически все операторы рынка уверены, что проблема дефицита провозных мощностей, которая может серьезно затормозить развитие рынка, будет, так или иначе решаться.