В техническом комплексе путевого хозяйства бесстыковой путь представляет собой сложнонапряженную дорогостоящую конструкцию, на содержание и эксплуатацию которой затрачиваются большие экономические, технические и человеческие ресурсы. Повышение эффективности эксплуатации бесстыкового пути является одним из важных факторов, лежащих в основе нормального функционирования сети железных дорог Российской Федерации.
Неотъемлемой составляющей бесстыкового пути являются рельсы и их сварные стыки. К качеству рельсовой стали предъявляются высокие требования особенно в современных условиях неукоснительного роста грузонапряженности железных дорог, скорости движения и нагрузок на ось. К сварным стыкам рельсов предъявляются не менее жесткие требования. Выход из строя сварного стыка рельсов ведет к большим экономическим затратам. Общий срок службы бесстыкового пути непосредственно зависит от долговечности элементов его конструкции, из которых одними из наиболее ответственных являются сварные стыки рельсов.
Количество остродефектных сварных стыков рельсов, обнаруживаемых в эксплуатации средствами дефектоскопии, с каждым годом увеличивается. Также ежегодно увеличивается количество изломов рельсов в области сварных стыков по дефектам сварки.
Ярко выраженный рост количества изломов по дефектам сварки наблюдается в последние годы при использовании для бесстыкового пути рельсов из электростали. Новые рельсовые стали отличаются большей чистотой по неметаллическим включениям и содержанием ряда примесей легирующих элементов по верхнему пределу, регламентированному ГОСТ Р 51685 – 2000. Поэтому при сварке рельсов электропечного производства имеется склонность к образованию неметаллических включений в шве, преимущественно алюмино-кальциевых, и к подкаливанию металла в зоне сварного шва после сварки. Это приводит к тому, что при контактной сварке таких рельсов требуются более концентрированный нагрев металла и высокая начальная скорость осадки (минимально около 35 .40 мм/с).
Исследование комплекса прочностных и эксплуатационных свойств сварных стыков рельсов из новых марок сталей показало, что применяемая в настоящее время технология сварки непрерывным оплавлением рельсов в большинстве случаев не обеспечивает необходимого уровня конструкционной прочности и приводит к образованию в металле сварного стыка дефектов сварочного характера. Это ведет к уменьшению срока службы сварного рельса и соответствующим затратам на ремонт.
Сварку рельсов для бесстыкового пути выполняют на рельсосварочных предприятиях (в стационаре) контактными стыковыми машинами типа МСР-6301 и К-1000 и в пути подвесными контактными стыковыми сварочными головками типа К-355, К-900 и К-922, входящими в состав ПРСМ (путевых рельсосварочных машин).
Вопрос контактной стыковой сварки рельсов из электростали в пути до недавнего времени оставался открытым. Анализ причин изломов и образования остродефектных рельсов (ОДР) в зоне сварных стыков показал, что около 70 % таких рельсов были сварены машинами ПРСМ.
По данным Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД», в настоящее время машинами ПРСМ осуществляется сварка около 3000 км в год плетей из новых рельсов и около 1500 км в год плетей из старогодных рельсов. Машины оснащены подвесными контактными рельсосварочными аппаратами в количестве 80 шт. Из них К-355 — 50 шт., К-900 — 17 шт., К-922 — 13 шт. На одну подвесную рельсосварочную головку приходится сварка от 320 до 930 стыков в год.
Большинство работ выполняется головками типа К-355, разработанными более 30 лет назад. Они не имеют гидроаккумуляторов (максимальная начальная скорость осадки 25 мм/с) и не обладают возможностью выполнять сварку методом пульсирующего оплавления.
В таблице 1.1 приведены технические характеристики контактной рельсосварочной головки К-355 .
Таблица 1.1 – Технические характеристики рельсосварочной головки К-355
Наименование параметра |
Норма |
Номинальное напряжение питающей сети, В |
380 |
То же, от дизель-электростанции, В |
400 |
Число силовых фаз питающей сети |
2 |
Число фаз вспомогательной сети |
3 |
Частота, Гц |
50 |
Наибольший первичный ток короткого замыкания, кА, не менее |
1,1 |
Мощность при ПВ = 50 %, кВ·А, не менее |
170 |
Режим работы сварочных трансформаторов при номинальной нагрузке (ПВ), не более |
50 |
Номинальный длительный вторичный ток, кА |
|
Наибольший вторичный ток, кА, не менее |
63 |
Сопротивление короткого замыкания, мкОм, не более |
105 |
Наибольшая мощность при коротком замыкании, кВ·А, не более |
600 |
Сопротивление вторичного контура машины постоянному току, мкОм, не более |
20 |
Номинальное усилие осадки при давлении 10 МПа (100 кгс/см2), кН |
450±36 |
Максимальное сечение свариваемых рельсов, мм2 |
10 000 |
Переключение ступеней автотрансформатора в процессе сварки |
Бесконтактное, тиристорным контактором |
Наибольшее рабочее давление в гидросистеме, МПа (кгс/см2) |
10 (100) |
Усилие зажатия максимальное при давлении 10 МПа (100 кгс/см2), кН |
1250±100 |
Величина осадки, мм, в пределах |
7,5 .15 |
Наибольшая скорость осадки, мм/с, не менее |
20 |
Скорость оплавления, мм/с |
0,07 .3,0 |
Масса сварочной машины, кг, не более |
2600 |
Масса насосной станции, кг, не более |
590 |
Габаритные размеры сварочной машины, мм, не более |
1600X1030X1195 |