Гидрологический очерк
Страница 1

Режим течений в проливе Ла-Манш формируется под влиянием постоянных и приливных течений, а также господствующих ветров.

Постоянное течение представлено ветвью теплого Северо-Атлантического течения, идущей из Атлантического океана по проливу Ла-Манш с W на Е в Северное море.

Скорость этого течения составляет в среднем 0,1–0,5 уз, устойчивость его в основном менее 30, %. При устойчивых и сильных ветрах от SW и W скорость его иногда достигает в восточной части пролива Ла-Манш 0,9 уз, а у мысов полуострова Котантен – 1,5 уз.

Устойчивые ветры от N, NE и Е уменьшают скорость постоянного. течения; иногда течение имеет обратное направление, скорость течения тогда не превышает 0,5 уз.

Осенью и зимой после сильных продолжительных западных штормов на подходах к проливу Ла-Манш с запада наблюдается течение, которое следует из Бискайского залива на N. Это течение наиболее четко выражено с ноября по февраль, когда скорость его может достигать 1,5 уз, затем оно ослабевает и к августу совсем исчезает. При подходе к острову Уэcсан рекомендуется учитывать возможность встречи с этим течением.

Система течений в описываемом районе складывается из постоянных, приливных и ветровых течений.

Постоянные течения, представляющие собой слабо выраженную ветвь Северо-Атлантического течения, входят в залив в направлении на SO, далее они поворачивают на S и SW и соединяются с общей циркуляцией вод северной части Атлантического океана. Скорость их не более 0,5 уз, а устойчивость в очень редких случаях превышает 50%.

Приливные течения в открытой части залива развиты слабо. Они становятся заметными в прибрежной полосе шириной около 12 миль и достигают большого развития в бухтах, вблизи островов, в устьях рек и в проливах.

В соответствии с полусуточным характером приливов смена течений происходит примерно через каждые 6 часов 13 минут.

В северной и северо-восточной частях прибрежной полосы описываемого района во время прилива в портах Брест или Ла-Рошель течение преимущественно направлено к берегу, а около момента полной воды и во время отлива в этих портах – от берега.

Скорость приливных течений в значительной степени зависит от местных условий и в отдельных случаях достигает 4 уз и более. Так, в районе мыса Сент-Барб скорость приливных течений доходит до 4,5 уз, в устье реки Этель–до 5 уз, у мыса Фос, в гавани Сен-Жиль-сюр-Ви и в бухте Рибадеселья–до 6 уз.

Ветровые течения преобладают в открытой части залива и на подходах к нему. Наибольшей скорости они достигают осенью и зимой в период интенсивной штормовой деятельности.

Наблюдения показали, что ветровые течения возникают при ветрах любых направлений. В этих случаях наиболее часто направление течения совпадает с направлением ветра, реже отклоняется от него вправо и значительно реже влево. Исключительно редко встречается течение, направленное против ветра. В том же порядке уменьшается и средняя скорость течения; она больше для течений, совпадающих с направлением ветра, меньше для течений, следующих влево от ветра, и еще меньше для течений, направленных против ветра. Таким образом, если ветер дует от SW, то наиболее вероятно течение между

NNO и OSO.

В описываемом районе снос судов может достигать большой величины. На дальних подходах к устью реки Луара довольно часто наблюдается снос их. У южного побережья залива возможен небольшой снос судов в сторону берега. Летом здесь вероятны случаи сноса на SW и WSW со средней скоростью около 0,5 уз. Зимой относительно части наблюдается снос судов на SO и OSO, однако в большинстве случаев преобладает снос на SO и SW.

Отсюда следует, что даже суда, обладающие большой скоростью, должны учитывать возможность сноса, обусловленного течением. Так, например, в большинстве случаев, когда судно, идя с севера, после прохода острова Уэссан поворачивает на

SO, часто уже достаточно течения со скоростью 0,5 уз, чтобы при плохой видимости оно, попав в результате сноса на восток в область приливных течений, было выброшено на берег.

Колебания уровня моря

Колебания уровня у берегов пролива Ла-Манш зависят в основном от приливных и сгонно-нагонных явлений.

Приливы в описываемом районе полусуточные мелководные. Полная вода раньше всего отмечается у западного берега полуострова Бретань, где она наступает через 4 ч после прохождения Луны через гринвичский меридиан. У Нормандских островов полная вода наступает через 6 ч 30 мин, в порту Гавр – через 9 ч 35 мин, а у мыса Гри-Не–через 11 ч 10 мин после прохождения Луны через гринвичский меридиан.

Колебания уровня моря зависят в основном от приливных явлений.

Приливы полусуточные. На мелководьях, как, например, у северо-восточного и восточного побережий залива, правильность полусуточных приливов нарушается. Здесь на отдельных участках после малой воды уровень очень быстро поднимается, но, дойдя до высоты полной воды, он часами удерживается в таком положении, испытывая лишь незначительные колебания, затем медленно опускается до уровня малой воды. Иногда время спада уровня удлиняется и сокращается время его роста.

Страницы: 1 2

Интересные публикации:

Принципы проектирования автобусной станции
Процесс монтажа базовой станции состоит из следующих операций: подготовка автозала, установка стативов, подвод электропитания и подключение кабелей оборудования передачи, установка антенно-фидерной системы, молниеотвода и системы заземления. Первый вопрос, который необходимо решить, чт ...

Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобиля ЗИЛ
Исходные данные Среднее время (Т1) пребывания автомобиляв состоянии S1 Tn Среднее время (Т2) пребывания автомобиляв состоянии S2 0,21Tn Среднее время (Т3) пребывания автомобиляв состоянии S3 0, ...

Зимнее содержание участка автомобильной дороги
Зимнее содержание представляет собой комплекс мероприятий, которые должны обеспечивать бесперебойное и безопасное движение автомобилей с высокими скоростями и нагрузками, соответствующими требованиям, установленным в Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог. Для вы ...