Гидрологический очерк
Страница 1

Режим течений в проливе Ла-Манш формируется под влиянием постоянных и приливных течений, а также господствующих ветров.

Постоянное течение представлено ветвью теплого Северо-Атлантического течения, идущей из Атлантического океана по проливу Ла-Манш с W на Е в Северное море.

Скорость этого течения составляет в среднем 0,1–0,5 уз, устойчивость его в основном менее 30, %. При устойчивых и сильных ветрах от SW и W скорость его иногда достигает в восточной части пролива Ла-Манш 0,9 уз, а у мысов полуострова Котантен – 1,5 уз.

Устойчивые ветры от N, NE и Е уменьшают скорость постоянного. течения; иногда течение имеет обратное направление, скорость течения тогда не превышает 0,5 уз.

Осенью и зимой после сильных продолжительных западных штормов на подходах к проливу Ла-Манш с запада наблюдается течение, которое следует из Бискайского залива на N. Это течение наиболее четко выражено с ноября по февраль, когда скорость его может достигать 1,5 уз, затем оно ослабевает и к августу совсем исчезает. При подходе к острову Уэcсан рекомендуется учитывать возможность встречи с этим течением.

Система течений в описываемом районе складывается из постоянных, приливных и ветровых течений.

Постоянные течения, представляющие собой слабо выраженную ветвь Северо-Атлантического течения, входят в залив в направлении на SO, далее они поворачивают на S и SW и соединяются с общей циркуляцией вод северной части Атлантического океана. Скорость их не более 0,5 уз, а устойчивость в очень редких случаях превышает 50%.

Приливные течения в открытой части залива развиты слабо. Они становятся заметными в прибрежной полосе шириной около 12 миль и достигают большого развития в бухтах, вблизи островов, в устьях рек и в проливах.

В соответствии с полусуточным характером приливов смена течений происходит примерно через каждые 6 часов 13 минут.

В северной и северо-восточной частях прибрежной полосы описываемого района во время прилива в портах Брест или Ла-Рошель течение преимущественно направлено к берегу, а около момента полной воды и во время отлива в этих портах – от берега.

Скорость приливных течений в значительной степени зависит от местных условий и в отдельных случаях достигает 4 уз и более. Так, в районе мыса Сент-Барб скорость приливных течений доходит до 4,5 уз, в устье реки Этель–до 5 уз, у мыса Фос, в гавани Сен-Жиль-сюр-Ви и в бухте Рибадеселья–до 6 уз.

Ветровые течения преобладают в открытой части залива и на подходах к нему. Наибольшей скорости они достигают осенью и зимой в период интенсивной штормовой деятельности.

Наблюдения показали, что ветровые течения возникают при ветрах любых направлений. В этих случаях наиболее часто направление течения совпадает с направлением ветра, реже отклоняется от него вправо и значительно реже влево. Исключительно редко встречается течение, направленное против ветра. В том же порядке уменьшается и средняя скорость течения; она больше для течений, совпадающих с направлением ветра, меньше для течений, следующих влево от ветра, и еще меньше для течений, направленных против ветра. Таким образом, если ветер дует от SW, то наиболее вероятно течение между

NNO и OSO.

В описываемом районе снос судов может достигать большой величины. На дальних подходах к устью реки Луара довольно часто наблюдается снос их. У южного побережья залива возможен небольшой снос судов в сторону берега. Летом здесь вероятны случаи сноса на SW и WSW со средней скоростью около 0,5 уз. Зимой относительно части наблюдается снос судов на SO и OSO, однако в большинстве случаев преобладает снос на SO и SW.

Отсюда следует, что даже суда, обладающие большой скоростью, должны учитывать возможность сноса, обусловленного течением. Так, например, в большинстве случаев, когда судно, идя с севера, после прохода острова Уэссан поворачивает на

SO, часто уже достаточно течения со скоростью 0,5 уз, чтобы при плохой видимости оно, попав в результате сноса на восток в область приливных течений, было выброшено на берег.

Колебания уровня моря

Колебания уровня у берегов пролива Ла-Манш зависят в основном от приливных и сгонно-нагонных явлений.

Приливы в описываемом районе полусуточные мелководные. Полная вода раньше всего отмечается у западного берега полуострова Бретань, где она наступает через 4 ч после прохождения Луны через гринвичский меридиан. У Нормандских островов полная вода наступает через 6 ч 30 мин, в порту Гавр – через 9 ч 35 мин, а у мыса Гри-Не–через 11 ч 10 мин после прохождения Луны через гринвичский меридиан.

Колебания уровня моря зависят в основном от приливных явлений.

Приливы полусуточные. На мелководьях, как, например, у северо-восточного и восточного побережий залива, правильность полусуточных приливов нарушается. Здесь на отдельных участках после малой воды уровень очень быстро поднимается, но, дойдя до высоты полной воды, он часами удерживается в таком положении, испытывая лишь незначительные колебания, затем медленно опускается до уровня малой воды. Иногда время спада уровня удлиняется и сокращается время его роста.

Страницы: 1 2

Интересные публикации:

Проектирование автосервисного предприятия в Красноармейском районе г. Волгограда
Несмотря на то, что именно возможность технического обслуживания зачастую является одним из основных факторов при выборе автомобиля, понятие «автосервис» нельзя сопоставлять только с ремонтом автомобиля, так как автосервис – отрасль деятельности, непосредственно связанная с удовлетворени ...

Разработка технологического процесса текущего ремонта жидкостного насоса автомобиля ВАЗ-2109
Автомобильный транспорт развивается качественно и количественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 30-32 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка -легковые и на их до ...

Регулировка дорожного движения. Виды дорожно-транспортных происшествий
Регулировщик – лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и иметь отличительный знак и экипиро ...