Система аварийной эвакуации пассажиров
Страница 1

Современные пассажирские самолеты являются надежным видом транспорта, потому что их эксплуатации предшествует долгий цикл испытаний и доводок систем и агрегатов.

Несмотря на это, для повышения безопасности экипажа и пассажиров самолет оснащен кислородными масками на случай аварийной разгерметизации в полете. В то же время, по статистическим данным, до 70 80% летных происшествий в гражданской авиации происходит на земле или около нее. В таких случаях уменьшение тяжести последствий аварийных ситуаций можно добиться системой конструктивных мероприятий, направленных на уменьшение числа и тяжести травм.

В этих мероприятиях можно выделить три главных направления: сохранение жесткости кабины, фиксация членов экипажа и пассажиров в креслах в момент соударения летательного аппарата с землей и снижение перегрузок до переносимого уровня. Снизить перегрузки, воспринимаемые членами экипажа и пассажирами, до приемлемого уровня можно путем увеличения тормозного пути, введением сминающихся элементов в конструкцию планера, пол кабины и сидений.

Результаты расследований аварий и катастроф пассажирских самолетов показывают, что большое число пассажиров выдерживают удар при аварии, но погибают от удушья, так как не могут покинуть самолет. Поэтому самолет оснащен аварийными выходами, приборами для эвакуации пассажиров (трапы, люки), плавучие приспособления (плоты, жилеты), противопожарной системой и сигнализацией о возникновении аварийной ситуации, устройствами обнаружения и выживания (радиомаяки, фонари, аптечки, опреснители морской воды).

Аварийно-спасательное оборудование современного пассажирского самолета показано на рис.32.

Подготовление приспособлений эвакуации, скорость эвакуации пассажиров – это основные трудности, с которыми пришлось столкнуться в начале разработок. Все самые простые способы эвакуации пассажиров были предназначены для молодых людей, которые способны переносить большие физические нагрузки. Люди более зрелого возраста и дети не могли использовать такие приспособления.

Самым эффективным устройством для аварийной эвакуации является трап, изготовленный из толстого брезента, который одним концом прикрепляется к фюзеляжу, а другой конец выталкивается из самолета. Для данного самолета применим также и трап-плот. Важно то, что материал, из которого изготавливается трап, не претерпевает существенных изменений при температуре свыше 450 К.

Трапы и плоты с большим объемом (до 10 м) в сложенном виде имеют очень большие размеры и могут размещаться в зависимости от конструкции и размеров у входа на потолке, на полу кабины или на двери. Наполнение трапа сжатым газом происходит автоматически при открывании дверей.

Трап в рабочем состоянии представляет собой одно-, двух- или трехжелобную конструкцию, одним концом закрепленную на борту самолета, а другим – свободно опущенную на землю. Такая конструкция обеспечивает наиболее безопасную и быструю эвакуацию пассажиров независимо от их массы и быстроты движений.

Необходимо учитывать, что оптимальное значение угла наклона трапа составляет примерно 36°. Увеличение угла приводит к увеличению скорости спускания, что может привести к увеличению вероятности травмирования пассажиров, которые спускаются.

При угле наклона трапа 45…48° скорость эвакуации снижается из-за задержки в начале спуска, потому что у пассажиров возникает страх перед крутым спуском. Снижение угла спуска приводит к снижению скорости спуска. При угле 28° пассажиры, которые эвакуируются, должны сами себе помогать рукой и ногами, отталкиваясь от элементов трапа для увеличения скорости спуска. При наклоне трапа 22° можно сбегать по нему, как по наклонной плоскости.

С учетом выше сказанного можно рекомендовать такую конструкцию трапа, чтобы он обеспечивал изменяющийся угол наклона при спускании за счет прогибания оболочки. Можно также использовать материалы с различными коэффициентами трения для изготовления дорожки трапа.

Страницы: 1 2

Интересные публикации:

Обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта в России
Автомобильный транспорт в России имеет большое значение, так как обслуживает все отрасли народного хозяйства промышленность, сельское хозяйство, торговля и так далее. Ежегодно увеличиваются перевозки пассажиров автобусами и легковыми автомобилями по городским, пригородным, междугородным и ...

Повышение эффективности работы Транспортного Республиканского Унитарного предприятия за счет энергосбережения
Производственно-хозяйственная деятельность вагонного депо выражается в восстановлении работоспособности грузовых, пассажирских вагонов и контейнеров и поддержании их в состоянии готовности выполнять заданный объем перевозочной работы при наименьших эксплуатационных затратах. В вагонно ...

Характеристика транспортных машин и понятие перевозимого груза
Транспортные установки рудников служат для перемещения горной массы от забоев до поверхности, а в обратном направлении — породы для закладки выработанного пространства, крепи, оборудования и материалов. Все эти грузы перемещаются различными способами и средствами: под действием собственн ...