Характеристика основных грузов
Страница 1

На рудниках транспортируют: насыпные грузы (породу и полезное ископаемое), штучные грузы (материалы, доставляемые раздельно, в пакетах или контейнерах, оборудование), растворы (цементно-песчаные, бетонная смесь), наливные грузы (горюче-смазочные материалы, вода, эмульсии). Для балластировки рельсовых путей доставляют также насыпные грузы (щебень, гравий, песок). Для выбора конструкции транспортной машины и правильной ее эксплуатации необходимо учитывать вид грузов и их основные свойства и характеристики.

Основными характеристиками насыпных грузов являются:

● кусковатость (гранулометрический состав) — количественное соотношение кусков различных размеров в отделенной от массива горной массе. Крупность определяется линейным размером куска груза в наибольшем измерении. Насыпные грузы называют рядовыми, если отношение максимального размера куска к минимальному равно или больше 2,5, и сортированными, если это соотношение меньше 2,5.

Для породы, угля и других насыпных грузов, исключая руду, принята следующая градация по крупности кусков:

крупнокусковые (размер куска более 160 мм);

среднекусковые (60— 160 мм);

мелкокусковые (10—60 мм);

зернистые (0,5—10 мм);

порошкообразные (0,05—0,5 мм);

пылевидные (менее 0,05 мм).

Градация кусковатости для руды:

очень крупная (более 600 мм);

крупнокусковая (300—600 мм);

среднекусковая (100—300 мм);

рудная мелочь (менее 100 мм).

Наибольший размер куска руды, который выдается из забоя и может перемещаться транспортными средствами, называют кондиционным. Кусок руды, превышающий по размерам кондиционный, называется негабаритом, не подлежащим транспортированию и разрушаемым в забое вторичным дроблением. Долю негабаритных кусков в отбитой горной массе называют выходом негабарита.

● плотность — отношение массы груза к занимаемому объему (т/м3). Различают плотность монолитной породы в целике γм и плотность разрыхленной горной массы γ — насыпную плотность. Плотность горной массы зависит от крупности кусков и влажности. Отношение плотности в целике к насыпной плотности называют коэффициентом разрыхления горной массы kp=γм/γ >1, который характеризует увеличение объема разрыхленной горной массы по сравнению с объемом в целике. Для некрепких пород и угля kp=l,l …l,4, для крепких пород kp=1,4…1,8.

● угол естественного откоса — угол между образующей конуса из свободно насыпанной горной массы и горизонтальной плоскостью, величина которого характеризует степень подвижности отдельных частиц горной массы. Для одной и той же горной массы в зависимости от влажности, кусковатости и других параметров угол естественного откоса принимает различные значения.

Различают угол естественного откоса в покое ρп и в движении ρд. При перемещении насыпного груза происходит его встряхивание или ворошение, а потому угол естественного откоса в движении для одного и того же груза меньше, чем угол естественного откоса в покое: ρд = (0,35…0,7) ρп.

● крепость горных пород характеризуют коэффициентом крепости по шкале проф. М. М. Протодьяконова f = δсж/10,

где δсж — временное сопротивление разрушению образца породы, МПа.

Для всех горных пород f = 0,5…20. Различают породы некрепкие (f = 3…4), средней крепости (f = 4…9), крепкие (f = 10…14) и весьма крепкие (f = 15…20). При проведении выработок по некрепким породам возможно применение проходческих комбайнов, по средним и крепким используют обычно взрывную отбойку;

● абразивность — свойство горной массы истирать (изнашивать) взаимодействующие с нею рабочие поверхности машин в процессе загрузки, транспортирования и разгрузки. Степень абразивности зависит от крепости, размеров и формы частиц горной массы.

По степени абразивности транспортируемые насыпные грузы разделяют на четыре группы:

А — неабразивные;

В— малоабразивные;

С — средней;

D — высокой абразивности.

При выборе и эксплуатации транспортных машин, используемых для перевозки абразивных грузов, необходимо принимать меры по уменьшению износа грузонесущих элементов машин путем соответствующего выбора вида и типа машины, использования защитных футеровок, надежных уплотнений.

Страницы: 1 2

Интересные публикации:

Производство полевых работ на железнодорожных путях
До выполнения полевых работ руководитель работ должен ознакомиться с участком работ по документам, имеющимся в проектной организации и получить в Управлении железной дороги разрешение на производство изыскательских работ по данным, предоставленным проектному институту в соответствии с за ...

Разработка программы ТО на базе стандарта MSG-3 для самолетов Boeing-737-500, эксплуатируемых в авиакомпании ФГУП ГТК "Россия"
Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов (ВС) гражданской авиации (ГА) определяет эффективность их использования и затраты на техническую эксплуатацию ВС. Стоимость ТОиР для каждого экземпляра современных типов ВС, включая запчасти и оборудование, за весь срок э ...

Модернизация путевой рельсосварочной машины
В настоящее время повышение эффективности эксплуатации бесстыкового пути является одним из важных факторов, лежащих в основе нормального функционирования сети железных дорог Российской Федерации. Проектируются и создаются передвижные рельсосварочные самоходные машины нового поколения таки ...