После анализа используемых в коммерческой авиации топлив выяснилось, что некоторые из них могут давать опасные концентрации паров в определенных условиях эксплуатации. Например, пары самого распространенного топлива Jet-A, аналога нашего ТС-1, не могут быть опасными при температуре +40ºC. При понижении температуры топлива до 7ºC пары керосина становятся легковоспламеняющимися. Эти особенности необходимо учитывать при проектировании и техническом обслуживании авиационной техники.
Лучшим способом обезопасить ВС является устранение возможных источников возгорания:
— возникновение электрической дуги (от молнии, электростатического электричества, электромагнитная индукция, отказы систем и проводов высокого напряжения рядом с топливной системой самолета);
— искры от трения материалов;
— самовоспламенение топлива (возможно даже при отсутствии внешних источников искры);
Двумя ведущими авиационными властями европейской EASA и американской FAA была проведена огромная работа по унификации требований, что должно было облегчить переход ВС от одного оператора к другому в различных странах. На данный момент работы по обеспечению топливной безопасности выполняются на АТ не зависимо от логики построения программы ТО MSG-2 или MSG-3. Правила SFAR 88 обязательны для выполнения всеми организациями по ТОиР, сертифицированными по Part-145.
Необходимыми условиями взрыва являются:
— топливо (горючее вещество – газы, жидкости, твердые вещества);
— воздух (опасная концентрация кислорода в воздухе от 16%, в обычном воздухе содержится около 21%);
— тепло (достаточное, чтобы поджечь топливо).
Если хотя бы одного из условий не будет, возгорания не произойдет.
Причинами возгорания могут быть:
— электрическая искра;
— трение;
— самовозгорание.
Необходимые меры для устранения пожара и взрыва:
— разделение электрических связок проводов;
— защита электропроводов;
— доработка топливных насосов (избежание возгорания и защита от короткого замыкания);
— вентиляция топливных баков;
— уменьшение уровня кислорода в топливных баках;
— понижение напряжения в электропроводке.
При техническом обслуживании принимаются следующие меры:
— в руководство по техническому обслуживанию AMM добавляется пометка о том, что работы выполняются в опасных зонах CDCCL, чтобы исполнители технического обслуживания соблюдали особую осторожность и внимательность при работе с опасными системами;
— в документе производителя ESPM (работы с электрическими системами) введены специальные правила и процедуры ремонта проводов и изоляции;
— ремонт проводов строжайше запрещен;
— добавлены специальные работы по ТО;
— после выполнения каждой работы по ТО, связанной с опасной зоной CDCLL, необходимо ставить специальный штамп, подтверждающий, что работы выполнялись с выполнением этих требований;
— необходимо специальное обучение персонала по программе CDCCL не реже раза в два года
Перспективным путем уменьшения вероятности возгорания является устранение кислорода в топливных баках. Эффективным методом является замена воздуха азотом. Система подачи нейтрального газа в топливные баки называется OBIGGS – On Board Inert Gas Generating System. Суть системы заключается в том, что часть воздуха, отбираемого от двигателя, проходит через мембранный сепаратор, в котором удаляются из воздуха кислород и другие взрывоопасные газы. Доработка является необязательной, и очень дорогой, поэтому не все эксплуатанты ее проводят.