Классификация транспортных установок

В зависимости от места функционирования транспортных машин различают подземный транспорт, транспорт на поверхности (строительной площадке и до отвалов) и внешний, предназначенный для доставки материалов и оборудования от заводов-изготовителей до строительной площадки.

Подземный транспорт разделяют на участковый, служащий для доставки грузов между забоями и основным горизонтом шахты, и магистральный — для доставки грузов от участковых транспортных средств до околоствольного двора. Транспорт грузов от околоствольного двора на поверхность по наклонным или вертикальным выработкам называют подъемом.

В зависимости от вида транспортируемых грузов различают транспорт основной, предназначенный для перемещения породы из забоя и добываемого полезного ископаемого, и вспомогательный, обеспечивающий перемещение в подготовительный забой различных материалов, оборудования и людей.

Транспортные машины рудников можно классифицировать по принципу действия, способу перемещения груза и грузонесущего органа, конструкции тягового органа и способу передачи тягового усилия, длительности работы на одном месте, конструктивному выполнению.

В зависимости от конструктивного исполнения и способа транспортирования различают следующие виды транспорта:

● локомотивный по рельсовым путям,

● конвейерный (включая конвейерные перегружатели),

● самоходный,

● канатный (с канатной тягой по наземным рельсам или подвесным канатным путям),

● скреперный,

● гравитационный,

● трубопроводный (гидравлический или пневматический),

● монорельсовый подвесной.

По принципу действия и характеру работы во времени транспортные машины разделяют:

● установки непрерывного действия - перемещающие грузы непрерывным потоком с загрузкой и разгрузкой при движении рабочего органа;

● установки периодического действия - работа которых характеризуется периодами во времени (циклами). Загрузка и разгрузка транспортных машин периодического действия обеспечивается при полной их остановке или на малой скорости.

По типу привода и роду потребляемой энергии различают транспортные машины с электрическим приводом, питаемым через контактный провод, гибкий кабель или от аккумуляторных батарей, с дизельным, дизель-электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом.

По длительности работы на одном месте различают транспортные машины:

● передвижные, которые перемещают постоянно вслед за продвиганием подготовительного забоя или периодически через небольшие промежутки времени (до 15 сут),

● полустационарные, перемещаемые через относительно большие промежутки времени, чем передвижные,

● стационарные, находящиеся в эксплуатации на одном рабочем месте не менее 1,5—2 лет.

По способу перемещения грузов различают транспортные установки:

● на которых груз транспортируется скольжением по наклонной плоскости под действием собственного веса или принудительным волочением по желобам или почве;

● на грузонесущих элементах, например на ленте конвейера, в кузове вагонетки, ковше погрузочно-транспортной машины;

● в рабочей среде (водной или воздушной).

В зависимости от конструкции тягового органа тяговое усилие в транспортных машинах может передаваться различными способами:

● в установках с тяговыми приводными колесами или гусеницами тяговое усилие передается сцеплением;

● в транспортных машинах непрерывного действия с тяговыми цепями и приводными звездочками — зацеплением;

● в установках непрерывного действия с тяговыми лентами или канатами и гладкими приводными барабанами и шкивами — трением;

● в установках периодического действия с концевыми канатами и барабанными лебедками — навивкой;

● в пневмо- и гидротранспортных установках — рабочей средой;

● в установках гравитационного транспорта — силой гравитации (силой веса).

● тяговое усилие может передаваться силой инерции (вибрационные конвейеры), электромагнитным способом (промежуточные магнитные приводы).

Область применения различных видов транспорта зависит от физико-механических свойств транспортируемых грузов, производительности, длины транспортирования и других факторов.

Кроме этого к подземным транспортным установкам относятся погрузочные и закладочные машины. Широко применяется вспомогательное транспортное оборудование: опрокидыватели, толкатели, лебедки, питатели, затворы, путевые стопоры, компенсаторы высоты и др. В приведенной выше классификации виды транспортных машин и вспомогательного оборудования имеют большое количество конструктивных разновидностей и типоразмеров, что обеспечивает их использование в различных условиях эксплуатации. В пределах каждого конструктивного вида имеется параметрический ряд машин, различающихся по производительности, мощности и размерам. Параметрическим рядом машин называется последовательность числовых значений основного параметра того или иного оборудования. Основным параметром для вагонов принят объем их кузовов, для локомотивов—сцепной вес, для конвейеров — ширина транспортирующего полотна и т. д. Параметрический ряд, дополненный конкретными размерами и характеристиками машин, называется размерным рядом или типажом машин. Типажи разработаны на все основные виды транспортных установок. На основании их составлены и утверждены ГОСТы, которые регламентируют параметры транспортных машин.

Интересные публикации:

Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобиля ЗИЛ
Исходные данные Среднее время (Т1) пребывания автомобиляв состоянии S1 Tn Среднее время (Т2) пребывания автомобиляв состоянии S2 0,21Tn Среднее время (Т3) пребывания автомобиляв состоянии S3 0, ...

Расчет производственной программы по техническому обслуживанию автомобилей Hyundai
На сегодняшний день главной целью автомобильных салонов является – получение прибыли от продаж автомобилей, а, следовательно, и их техническое обслуживание. Программа технического сервиса представляет собой документ, устанавливающий стратегии, стандарты, количественные и качественные ...

Расчет параметров рабочего процесса и выбор элементтов конструкции тепловозного двигателя
Мощность Nе, угловая скорость вращения коленчатого вала w, тактность t и, условия работы дизеля задаются консультантом проекта. В процессе проектирования, по согласованию с консультантом при наличии соответствующих обоснований заданные величины могут быть откорректированы. Эффективная ...