Проблемы бизнес–авиации в России

Бизнес-авиация в России начала свое развитие в 90-х годах прошлого века в силу появления круга лиц, возымевших в ней острую потребность. Достаточно долгое время в нашей стране не было четких правил регулирования договорных отношений сторон не только в данной области гражданской авиации, но и всей отрасли в целом, однако, на сегодняшний день, мы имеем достаточно обширную нормативно – правовую базу, включающую в себя, как уже было сказано выше, Воздушный Кодекс, Постановление Правительства №605 от 18.07.1998., и прочие нормативно – правовые акты.

Тем не менее, современная бизнес–авиация, несмотря на быстрые темпы своего развития, “тормозится” не достаточно совершенным законодательством в данной сфере. Мы все еще не имеем четкого алгоритма установления прав собственности и регистрации воздушных судов частными лицами, а так же систем сертификации самолетов типа business-jet. К сожалению, для данных типов самолетов, законодатель все еще требует применения сертификационных норм, созданных для аккредитации лайнеров, совершающих общественные перевозки (от 50 и выше пассажиров). Точно так же обстоит вопрос с должностными инструкциями и инструкциями по технике безопасности для персонала частных самолетов. Ярчайшим примером может служить использование борт - проводником частного самолета Приказа Минтранса РФ от 22 мая 2003 г. N 137 Должностной инструкции бортпроводника службы сервиса на борту ОСТ 54-8-233.78-2001.

Изучив положения данной инструкции, становится ясна абсурдность ее использования в бизнес-авиации из-за общей численности пассажиров, не превышающей, как правило, двадцати человек. Однако, мы полагаем, что ее использование может быть целиком и полностью оправдано при аренде физическим или юридическим лицом крупного авиалайнера, например, вместимостью в 50 пассажиров.

На сегодняшний день, развитие гражданской авиации является приоритетным среди находящихся в ведомстве Минтранса направлений, однако, проанализировав список нормативно-правовых актов, регулирующих ее деятельность, мы не нашли ни одного, чье содержание было бы полностью посвещено какому-либо аспекту из области бизнес-авиации.

Тем не менее, мы полагаем, что создание ВК РФ уже дает нам возможность обозначить правовой режим договорных отношений в области воздушных грузоперевозок и перевозок пассажиров чартерными рейсами. Это означает, что количество авиакомпаний в РФ будет неуклонно расти, что дает надежду сформирования на этом сегменте рынка здоровой конкуренции – основного условия формирования бизнеса в истинно правовом государстве.

Однако, мы полагаем, что возможное отсутствие действий по созданию грамотного законодательства в данной области может привести к необратимым последствиям отставания РФ в данной сфере авиации.

Прежде всего, на наш взгляд, должны проводиться правовые усовершенствования в области мобильности вылетов, сертификации персонала и летного состава, таможенный режим (режим процедуры досмотра, в частности), а так же, как было уже предложено нами выше, усовершенствовать, конкретизировать и ускорить режим процесса оформления права собственности и регистрации воздушных судов деловой авиации.

В следующей части нашей работы, мы бы хотели привести изученные нами удачные примеры разработки воздушного законодательства в США и странах Евросоюза.

бизнес авиация гражданская

Интересные публикации:

Навигационная подготовка судна
Транспорт как отрасль материального производства играет исключительно важную роль в экономической жизни страны. Водные и сухопутные пути сообщения представляют собой своеобразную “кровеносную” систему ее хозяйственного организма. Важную роль в единой транспортной системе страны занимает ...

Разработка плана работы подвижного состава на отделении дороги
Основными показателями использования подвижного состава, утвержденными для железнодорожного транспорта в целом, являются среднесуточная производительность грузового вагона и среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении. Все остальные показатели (количественные и качес ...

Нормальная ширина колеи
Нормальная колея (также называемая колея Стивенсона в честь Джорджа Стивенсона) – это широко используемая ширина железнодорожной колеи. Приблизительно 60% существующих в мире железнодорожных путей имеет такую ширину (см. список стран, которые используют нормальную колею). Расстояние межд ...