Тягового электродвигателя ТЕ – 006
Страница 1

Текущее содержание тяговых электродвигателей. В процессе, эксплуатации необходимо периодически на ощупь проверять температуру нагрева коллекторов, якорных и моторно-осевых подшипников. Максимально допустимая температура коллекторов электродвигателей тепловоза ЧМЭ3 1050 С, тепловоза ЧМЭ2 900 С, якорных подшипников 800 С и моторно-осевых подшипников 600 С. Чтобы избежать осаждения росы на изоляции и металлических деталях электродвигателей, в зимнее время следует избегать постановки холодного локомотива в теплое помещение.

Не реже двух раз в месяц тяговые электродвигатели необходимо продувать и чистить. При этом следует проверять, нет ли заеданий щеток в гнездах щеткодержателей, контролировать степень их износа и прилегание к поверхности коллектора. При необходимости добавляют смазку в моторно-осевые подшипники и кожух тягового редуктора. Уровень смазки в кожухе тягового редуктора должен быть таким, чтобы нижние зубья большой шестерни находились в масляной ванне.

Примерно один раз в год тяговые электродвигатели выкатывают из-под локомотива, разбирают, осматривают и очищают, испытывают изоляцию. При необходимости изоляцию высушивают или производят требуемый ремонт. Проверяют состояние бандажей, паяных соединений обмотки и коллектора. Дефектные соединения перепаивают. Производят шлифовку коллекторов и продорожку межламельных промежутков. Если в процессе ремонта была произведена замена каких-либо деталей якоря, то его снова динамически балансируют.

На статоре проверяют крепление полюсов и полюсных катушек. Обмотки возбуждения пропитывают и покрывают изолирующим лаком. Осматривают паяные соединения, а винтовые соединения подтягивают. Проверяют радиальные зазоры в подшипниках качения. После сборки подшипники заполняют смазкой приблизительно на 1/3 объема. При заправке моторно-осевых подшипников уровень смазки должен доходить до винта уровня на боковой стороне крышки буксы подшипника. Добавляют смазку примерно один раз в 6 месяцев.

При периодическом ремонте электродвигателя польстеры вынимают, фитили промывают в дизельном топливе. При необходимости корректируют положение фитиля в держателе, выход которого должен составлять примерно 10 мм. Затем проверяют легкость хода держателя, а также нет ли касания держателя оси колесной пары при износе фитиля. Уровень смазки в кожухе тягового редуктора определяют при помощи щупа, соединенного цепочкой, с пробкой заправочной горловины.

Примерно один раз в год контролируют состояние зубчатых колес. Для этого отворачивают болты, соединяющие половинки кожуха редуктора, и нижнюю часть кожуха опускают. Масло из нее сливают, и внутренние полости очищают от остатков смазки. Затем очищают часть зубьев и контролируют их износ и зацепление. Боковые стороны зубьев должны быть чистыми, без бороздок и царапин. При обнаружении повреждения уплотнения у ступицы шестерни резиновую манжету заменяют. Продавленные места крышки выправляют, а обнаруженные трещины заваривают электродуговой сваркой.

В узле токосъема при техническом осмотре проверяют щетки на одном-двух щеткодержателях и по их внешнему виду определяют состояние всего узла токосъема. Щетки приподнимают и осматривают их контактные поверхности, которые должны быть глянцевыми и без бороздок.

Поврежденные или изношенные выше допустимого предела щетки заменяют новой той же марки. Несоблюдение этого может привести к выходу из строя тягового электродвигателя. При необходимости проверяют и регулируют давление пружин на щетки. Подтягивают болтовые соединения токоприемного устройства. Изоляторы тщательно очищают салфетками.

Поверхность коллектора должна быть коричневого цвета, возможно, с сине-фиолетовым оттенком. Кромки коллекторных пластин должны быть чистыми. Небольшие капли меди, встречающиеся обычно на углах коллекторных пластин, если они не вызывают замыкания между отдельными пластинами, могут быть оставлены без удаления до профилактического осмотра.

Контроль системы охлаждения и очистка

От качества уплотнения крышек тягового электродвигателя зависит распределение охлаждающего воздуха между воздушными каналами внутри электродвигателя и степень загрязнения внутренних полостей а, следовательно, и состояние изоляции и коммутационная надежность. Особое внимание обращают на состояние брезентового воздуховода на входе в тяговый электродвигатель.

Страницы: 1 2 3

Интересные публикации: