Обзор оценки свободного времени
Страница 4

Тем не менее косвенно, с помощью специальных расчетных приемов, получить определенное представление об уровне ЭОСВ в сегодняшней экономике можно. Такая попытка была предпринята в 2001 г. в ходе работы (для ВНИИЖТ МПС РФ) по оценке спроса на услуги скоростных пассажирских железнодорожных сообщений на направлениях Москва – Петербург, Москва – Екатеринбург и Москва – Адлер.

Развитие этой сферы будет происходить в достаточно сложных условиях, характеризующихся не только резким (почти в 2,7 раза – с 375,4 млрд. пасс.-км в 1990 г. до 140,1 млрд. пасс.-км в 1999 г.) сокращением общего пассажирооборота дальних междугородных сообщений, но и существенным (почти в два раза – со 182,6 млрд. пасс.-км в 1990 г. до 93,1 млрд. пасс.-км в 1999 г.) падением объема пассажирских поездок по самим железным дорогам.

Одновременно резко усилилась дифференциация населения по уровню доходов и спросу на услуги транспорта. В этих условиях развитие скоростных железнодорожных сообщений выступает как способ удовлетворения потребности в более качественных транспортных услугах, в первую очередь, той части населения (по расчетам, это группа, получавшая в 2000 г. доходы от 2000 до 4000 рублей в месяц на человека 33, т.е. 7-я, 8-я и 9-я децили в распределении семей по уровню денежного дохода), которая не удовлетворена скоростными характеристиками существующих железных дорог и в то же время, в отличие от семей с наиболее высокими доходами (от 4000 рублей и выше в месяц в расчете на члена семьи, образующих по условиям 2000 года верхнюю, десятую дециль не могут ориентироваться на дорогостоящие услуги авиатранспорта.

В этих условиях прежний подход к оценке времени населения (совпадающей в данном случае с оценкой пассажиро-часа на транспорте) должен быть пересмотрен с учетом дифференциации потребностей и возможностей различных групп населения. Это справедливо не только для групп с различным уровнем доходов, но и по отношению к жителям разных регионов – ведь зоны тяготения будущих скоростных магистралей (Москва – Петербург, Москва – Екатеринбург и Москва – Адлер) по сравнению с Россией в целом не только более развиты, но и быстрее растут: если в 1994 г. опережение их по производству валового регионального продукта на душу населения составляло: 1,17 для зоны Москва – Санкт-Петербург; 1,19 для зоны Москва – Екатеринбург и 1,00 для зоны Москва – Юг, то к 1999 г. оно увеличилось, соответственно, до 1,60; 1,39 и 1,29. Этот рост в рамках нынешней экономической модели закономерен, а концентрация его в немногих районах, таких как Москва, Санкт-Петербург и Кубань, стимулирует спрос на более качественные и дорогие (в том числе скоростные) транспортные услуги.

Но первым шагом должно стать получение приближенного значения экономической оценки времени для населения в целом. Для этого прежнее значение ЭОСВ (1,6 рубля за час) было помножено на отношение средней заработной платы в середине 2001 года к году, для которого производились тогдашние расчеты (1983). Основанием для такой приближенной оценки можно считать особую устойчивость соотношения средних и предельных величин в таком огромном массиве данных, каким является распределение индивидуальных производительностей труда и (соответствующих им) заработных плат в народном хозяйстве.

В 1983 г. среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в РСФСР с добавлением выплат и льгот из общественных фондов потребления составляла 267,2 рубля. В июле 2001 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций составляла 3363,6 рубля. Это в 12,6 раза больше, чем в 1983 г. А значит, экономическая оценка часа свободного времени населения (ЭОСВ), исчисленная по тем же правилам, что и в 80-е гг., составила бы для 2001 г. (приблизительно) 20,1 рубля.

Для расчета на сегодняшний берется среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций, которая составляет 50000 рублей. Рассчитывается экономическая оценка часа свободного времени (ЭОСВ) по Москве на 2013 год. Согласно данным Департамента экономической политики и развития столичного правительства средний уровень заработной платы на 2013 год составляет 50 000 руб. В июле 2001 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций составляла 3363,6 рубля. ЭОСВ 2001 г. составляет 20,1 руб.

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные публикации:

Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при такте сгорание – расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Кривошипно-шатунный. Механизм состоит из блока цилиндров с картером, головки ц ...

Производственно-хозяйственная деятельность транспортного предприятия
Бузулукское транспортное сервисное предприятие создано в 2005 году на основе Бузулукского управления пассажирского транспорта в составе ОАО «Оренбургнефть», которое организовано в 1993 году для обеспечения вахтовых перевозок Бузулукского и Первомайского нефтяных районов. В настоящее вр ...

Навигационная подготовка судна
Транспорт как отрасль материального производства играет исключительно важную роль в экономической жизни страны. Водные и сухопутные пути сообщения представляют собой своеобразную “кровеносную” систему ее хозяйственного организма. Важную роль в единой транспортной системе страны занимает ...